Предыдущая страница - Классификации мышления в психологии
Наглядно-действенное мышление свойственно прежде всего маленьким детям, до трех лет это единственный вид мышления ребенка.
В развитой форме наглядно-действенное мышление свойственно людям, деятельность которых связана с практическим анализом, решением конкретных задач:
инженеру-конструктору, ищущему наилучший вариант компоновки деталей, оборудования и оперирующему при этом моделями, образцами, габаритными размерами;
художнику — оформителю спектакля, решающему задачу создания определенного стиля, обстановки, атмосферы, настроения спектакля и использующему для этого предметы театрального реквизита, освещение, сценические площадки и др.
Наглядно-действенное мышление занимает значительное место в профессиональной деятельности руководителя самодеятельного коллектива. В некоторых случаях оно обладает определенными преимуществами перед другими видами мышления. Например, когда необходимые свойства предмета могут быть выявлены (получены) только в результате его реального преобразования или когда свойства должны быть выявлены немедленно.
Решая задачу добиться необходимого звучания хора или оркестра в новом зале, по-новому размещая исполнителей, оборудуя для этого сцену, переставляя стулья, микрофоны и т.п., делая инструментовку для конкретного оркестра или ансамбля, составляя музыкальную партитуру массового представления, подбирая музыкальное сопровождение для хореографического номера и оперируя за инструментом реальными ’’звуковыми предметами” — отдельными тонами, их сочетаниями, создавая новые созвучия и по-новому соединяя уже известные, при этом анализируя звучание и сопоставляя его с планом-замыслом, руководитель использует наглядно-действенное мышление.
Подробное изучение психологического механизма наглядно-действенного мышления убеждает в том, что без анализа наглядной ситуации, плана решения задачи и постоянного сопоставления преобразований этой ситуации с планом-замыслом решение профессиональной задачи не будет эффективным. В процессе наглядно-образного мышления человек оперирует не конкретными объектами, а их образами, восприятиями и представлениями об этих объектах, в уме анализируя, обобщая и сравнивая их.
Возможность наглядно-образного мышления одновременно схватывать в образе самые разные стороны предмета находит выражение в творчестве художников, артистов, музыкантов. Отражение действительности в произведениях литературы и искусства в виде художественных, литературных, музыкальных образов является результатом, продуктом деятельности наглядно-образного мышления: балетмейстер мыслит хореографическими образами, писатель — литературными, композитор — звуковыми. (Последний оперирует в уме представлениями о звуковых интонациях, ритмических фигурах и гармониях, мысленно расчленяя, перемещая, объединяя образы.)
Следующая страница - Абстрактно-логическое мышление
Наглядно-действенное мышление свойственно прежде всего маленьким детям, до трех лет это единственный вид мышления ребенка.
В развитой форме наглядно-действенное мышление свойственно людям, деятельность которых связана с практическим анализом, решением конкретных задач:
инженеру-конструктору, ищущему наилучший вариант компоновки деталей, оборудования и оперирующему при этом моделями, образцами, габаритными размерами;
художнику — оформителю спектакля, решающему задачу создания определенного стиля, обстановки, атмосферы, настроения спектакля и использующему для этого предметы театрального реквизита, освещение, сценические площадки и др.
Наглядно-действенное мышление занимает значительное место в профессиональной деятельности руководителя самодеятельного коллектива. В некоторых случаях оно обладает определенными преимуществами перед другими видами мышления. Например, когда необходимые свойства предмета могут быть выявлены (получены) только в результате его реального преобразования или когда свойства должны быть выявлены немедленно.
Решая задачу добиться необходимого звучания хора или оркестра в новом зале, по-новому размещая исполнителей, оборудуя для этого сцену, переставляя стулья, микрофоны и т.п., делая инструментовку для конкретного оркестра или ансамбля, составляя музыкальную партитуру массового представления, подбирая музыкальное сопровождение для хореографического номера и оперируя за инструментом реальными ’’звуковыми предметами” — отдельными тонами, их сочетаниями, создавая новые созвучия и по-новому соединяя уже известные, при этом анализируя звучание и сопоставляя его с планом-замыслом, руководитель использует наглядно-действенное мышление.
Подробное изучение психологического механизма наглядно-действенного мышления убеждает в том, что без анализа наглядной ситуации, плана решения задачи и постоянного сопоставления преобразований этой ситуации с планом-замыслом решение профессиональной задачи не будет эффективным. В процессе наглядно-образного мышления человек оперирует не конкретными объектами, а их образами, восприятиями и представлениями об этих объектах, в уме анализируя, обобщая и сравнивая их.
Возможность наглядно-образного мышления одновременно схватывать в образе самые разные стороны предмета находит выражение в творчестве художников, артистов, музыкантов. Отражение действительности в произведениях литературы и искусства в виде художественных, литературных, музыкальных образов является результатом, продуктом деятельности наглядно-образного мышления: балетмейстер мыслит хореографическими образами, писатель — литературными, композитор — звуковыми. (Последний оперирует в уме представлениями о звуковых интонациях, ритмических фигурах и гармониях, мысленно расчленяя, перемещая, объединяя образы.)
Следующая страница - Абстрактно-логическое мышление