понедельник, 3 ноября 2014 г.

Анализ и синтез

Предыдущая страница - Мышление

Анализ и синтез — основные мыслительные операции, две неразрывно взаимосвязанные стороны единого мыслительного процесса. Их единство наглядно выявляется в познавательном процессе сравнения. Следует понимать, что всякое сравнение двух или нескольких предметов начинается с сопоставления или соотнесения их друг с другом, то есть с синтеза. В процессе синтеза проводится анализ сравниваемых предметов и выделение в них общего и различного. 


Итак, анализ — мысленное расчленение предмета или явления на части, на признаки, свойства и т.п., составляющие в совокупности этот предмет или явление

Синтез, наоборот, — мысленное соединение частей, признаков, свойств в единое целое



Анализ и синтез — главные операции мышления. Все другие являются производными от них, поскольку нет ни одного мыслительного действия, которое не включало бы в себя анализ и синтез. Каждая операция мышления выполняет определенную роль и тесно взаимосвязана с остальными. Проследим единство операциональных компонентов мышления на примере решения музыкантом профессиональной задачи: создания исполнительского.замысла, собственной интерпретации музыкального произведения. 

При первом знакомстве с произведеним (по нотам или на слух), когда музыкант воспринимает его только зрением или слухом, он получает целостное представление о музыке в результате первичного синтеза. Здесь нет еще глубокого проникновения в содержание произведения. В процессе дальнейшей работы с целью выявления формы и содержания проводится анализ, выделяются элементы произведения, затем выявляются сходство и различие этих элементов по тематическому материалу, динамике, темпу и др. Сравнение приводит к выделению общего и различного и объединению элементов музыкального произведения (фраз, предложений, периодов, частей) в целое в соответствии с их структурой и музыкальным содержанием.

В результате вторичного синтеза возникает исполнительский замысел — решение задачи. Каждая из мыслительных операций может быть рассмотрена и как умственное действие. При этом появляется возможность целенаправленного формирования анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др. Ниже рассмотрены теория и методика формирования умственных действий, составляющих деятельность выразительного исполнения произведения. Необходимым условием формирования профессионального мастерства является развитие различных видов мышления, которые подробно изучаются в курсе психологии. В связи с особенностями профессиональной деятельности руководителя самодеятельного коллектива необходимо еще раз обратиться к этим вопросам.

Следующая страница - Классификации мышления.